Система кругового обзора автомобиля: как работает и для чего нужна
Современный коммерческий транспорт (грузовой, легковой или пассажирский), оснащается различными системами безопасности. Все большую популярность приобретают системы кругового обзора. Возможность видеть происходящее вокруг автомобиля со всех четырех сторон повышает эффективность и безопасность эксплуатации.
Автомобили оснащаются штатной, то есть установленной производителем, системой или нештатной, которую владелец авто может отдельно приобрести и настроить.
Что входит в систему кругового обзора
Конфигурация системы может отличаться у разных производителей. Обычно в комплектацию входят:
- 4 камеры (иногда больше) с широким углом обзора и хорошим разрешением (FullHD);
- блок и пульт управления;
- монитор, который устанавливается у водителя;
- кабели для соединения элементов.
Блок управления объединяет изображения с камер так, чтобы получилась единая панорама. Он может быть с функцией видеорегистратора — записываются видео со всех камер. Картинка, как правило, делится на две части: полный вид авто и отдельно по направлению движения. В качестве монитора иногда используется экран встроенной мультимедийной системы ТС.
Камеры монтируются сзади, спереди и по бокам, чтобы получать полную картину происходящего вокруг — чаще всего в боковые зеркала, решетку радиатора, на заднюю дверь (крышку багажника). Для улучшения видимости в ночное время могут устанавливаться камеры с ИК подсветкой.
Как работает круговой обзор
Изображения с камер передаются в блок управления, где обрабатываются так, чтобы получилось одно общее «бесшовное» панорамное изображение сразу на 360° — как будто вид сверху и 3D-модель автомобиля. Кроме панорамного может быть парковочный режим отображения — он включается при движении задним ходом. Существует и ручной вариант, когда водитель меняет то, как картинка отображается на мониторе — можно выбрать угол, под которым виден автомобиль, пропорции частей экрана и т.д. При движении вперед на экран выводится видео с передней камеры, при повороте — с боковой. Чаще всего система дополняет изображение парковочными линиями.
Требования к оборудованию
Поскольку камеры устанавливаются снаружи автомобиля, они должны иметь прочный антивандальный корпус и защиту от осадков и перепадов температуры. Важна устойчивость к вибрации, которая на дороге бывает довольно сильной и без должной защиты создает риск поломки оборудования.
Также требуется достаточно большой монитор, чтобы водитель мог без напряжения и не отвлекаясь от дороги разобраться в том, что отображается на экране. Предпочтительна диагональ не менее 7 дюймов, лучше больше. Объем памяти, встроенной в блок управления, выбирается с учетом того, за какой период и в каком качестве должны сохраняться записи. Мощность процессора влияет на скорость обработки информации, то есть отвечает за то, чтобы картинка не «запаздывала».
На какие автомобили ставят системы кругового обзора и для чего?
Оснащаться таким оборудованием может любой коммерческий транспорт — водители большегрузов уже оценили его преимущества при парковке в тесных складских комплексах. Для крупногабаритной техники круговой обзор особенно важен. Учитывая размеры и инерцию, без этой системы водителю намного сложнее контролировать ситуацию, а с ней можно:
- Видеть происходящее в «слепых зонах» — камеры устанавливаются так, чтобы характерные для конкретной модели автомобиля невидимые участки просматривались.
- Маневрировать на узкой дороге — круговой обзор позволяет замечать другие автомобили, контролировать дистанцию, своевременно принимать меры для предотвращения излишнего сближения.
- Улучшать видимость в темное время суток — при установке камер с функцией ночного видения.
- Парковаться на узких парковочных местах — можно не выходить из автомобиля, чтобы проверить расстояние и возможность открыть дверцы, все видно на мониторе.
- Маневрировать задним ходом — система показывает помехи и дистанцию до них, поэтому с ней не нужно просить напарника или прохожих руководить процессом.
- Предотвращать автоподставы — видеозаписи с камер помогают доказать невиновность, а также заранее среагировать на опасные намерения других участников движения и уклониться от провокаций.
- Доказать свою непричастность к ДТП и выявить настоящего виновника — записи со всех камер дают возможность оценить не только сам момент происшествия, но и предшествовавшие ему события, сопутствующие факторы, которые могли повлиять на поведение водителей.
- Облегчить движение при плохой видимости из-за погоды — если зеркала и стекла заледенели или запотели, а отложить поездку нельзя, можно ориентироваться на изображения с камер, конечно, соблюдая максимальную осторожность.
Плюсы и минусы штатных и нештатных систем
Установленные производителем системы согласованы с другим оборудованием автомобиля, не нужно тратить дополнительное время на установку и настройку. Но обычно они довольно простые — иногда это не 3D, а 2D-изображения, а функциональность скромнее. Работают они только при небольших скоростях, около 5-20 км/ч (диапазон у разных брендов может отличаться). При поломке одной из камер перестает нормально функционировать вся система. Еще один минус — зачастую комплектация авто с круговым обзором оказывается значительно дороже бюджетных версий, а разница цен заметно превышает стоимость самого оборудования.
Нештатные системы, которые покупают и устанавливают отдельно, можно подобрать под собственный запрос — найти камеры с заданным качеством изображения, характеристики видеорегистратора, определить дополнительный функционал. Если сломалась одна камера, можно заменить только ее. В такую систему бывает сложно подключить парктроники, она может не подавать сигналы о выявленных опасностях — хотя на мониторе все отображается.
Обратите внимание, что после установки элементы необходимо синхронизировать — настроить так, чтобы изображения с камер соединялись правильно во избежание дублирования и потери фрагментов картинки или иных искажений.
Где еще могут применяться системы кругового обзора
Такое оборудование полезно не только на дороге, но и, например, при установке на строительную, сельскохозяйственную, спецтехнику — комбайны, карьерные экскаваторы и самосвалы и др. Водитель или оператор лучше контролирует ситуацию вокруг, благодаря чему снижается риск травм и повышается безопасность. Улучшаются производственные показатели, потому что специалист манипулирует не вслепую, а ориентируясь на данные с камер. На пассажирском транспорте становится более безопасной высадка и посадка людей, а когда автобус или троллейбус отъезжает от остановки, меньше риски происшествий.
Где купить комплект кругового обзора автомобиля
Приобретать все элементы лучше в одном месте, чтобы учесть совместимость, технические характеристики, а также перспективы доработки. На нашем сайте вы найдете большой выбор камер и других комплектующих для видеосистем, в том числе и для транспорта. Они оснащаются устойчивыми к негативным воздействиям корпусами, могут работать в условиях вибрации, высоких и низких температур, надежны и долговечны. Сотрудники «Мовирег» помогут подобрать оптимальный комплект оборудования, включая расходные материалы, чтобы ваша поездка стала более комфортной и безопасной.